Экономика

Борьба с безработицей путем поощрения нестандартной занятости

Реформа рынка труда в Германии началась в 2003 году и была завершена в рекордные сроки после трех лет. Главными приоритетами были борьба с безработицей и создание новых рабочих мест.

Прежде всего, правительство обновило свою политику в отношении безработных, отдав предпочтение тем, кто хотел, чтобы им помогали и могли помочь агентства по трудоустройству.

Отношения между агентствами по трудоустройству и безработными существенно изменились, в частности, были ослаблены винты по первому принципу, согласно которому агентства по трудоустройству должны подбирать соискателей на рабочие места, идентичные тем, которые они имели ранее. Вместо этого было введено новое определение «подходящей работы», и разница в заработной плате между предыдущей и новой работой в 20% больше не могла оправдать отклонение заявителем предложения о работе.

Изменения коснулись и системы страхования от безработицы в Германии, которая была одной из самых щедрых в Европе с точки зрения сумм и продолжительности выплат. Безработный немец имел право на базовое пособие по безработице в размере 67% от прежней заработной платы, выплачиваемой в течение 18 месяцев после потери его / ее работы. Реформа сократила продолжительность выплаты пособий по безработице до 12 месяцев и исключила возможность получения пособий в течение дополнительного года в размере 53–57% от прежней заработной платы. Более того, размер пособия по безработице может быть уменьшен для тех, кто не ищет работу активно. «В результате ставка по страхованию от безработицы снизилась с 6,5% до 2,8% от налогооблагаемой заработной платы», — отмечает Вишневская.

Реформа также позволила работодателям создавать рабочие места с уменьшенными или нулевыми обязательствами по социальному обеспечению и подоходному налогу — так называемые мини рабочие места и средние рабочие места, которые в 2010 году обеспечили занятость 7 миллионам человек, или 12% от общей рабочей силы.

Кроме того, правительство предоставило больше возможностей для нестандартной занятости, в частности, сняв ограничения для агентств по временному трудоустройству и расширив правовые основания для срочных контрактов.

Определение — главный урок немецкого опыта

Реформа рынка труда в Германии создала новые рабочие места, стимулировала занятость и снизила безработицу и затраты на рабочую силу. Но в реформе была определенная асимметрия, говорит Вишневская. Хотя рынок труда в стране стал более гибким, работники, работающие по долгосрочным контрактам, по-прежнему защищены от увольнения как трудовым законодательством, так и коллективными договорами.

«Недостатком этой практики является снижение производительности и рост затрат на рабочую силу во время кризиса, когда производство падает, но рабочая сила остается той же», — отмечает Вишневская. Она считает, что политика сохранения «ядра» занятости в стране препятствует притоку рабочей силы в более эффективные отрасли.

Вряд ли немецкий опыт сработает для России. «Страны могут поделиться многими аспектами своих реформ, но индивидуальные различия остаются и заслуживают тщательного изучения, а не копирования», — отмечает Вишневская.

Она считает, что политикам в других странах следует вдохновляться примером Германии, в частности политической волей и решимостью осуществить реформу.

Добавить комментарий

Enter Captcha Here : *

Reload Image